Как торговая сеть «Копейка» пришла к успеху
История создания и развития торговой сети «Копейка» легендарна. Для России 90-х появление сетевых супермаркетов было знаковым событием. Разнообразие ассортимента, качество товаров и появление самообслуживания, которые ранее были недоступны массовому потребителю, способствовали росту индустрии. Маркеты транслировали и культивировали новый образ жизни, красивую идею и привлекательную традицию семейных походов за продуктами. Постепенно преобразования устремились в регионы и даже кризис 1998 года не остановил этот процесс. Тогда на рынке появилась новая сеть.
Первая «Копейка»
Первый универсам «Копейка» был открыт 7 мая 1998 силами Сергея Ломакина (Sergey Lomakin) вместе с однокурсником Артемом Хачатряном и бизнесменом Александром Самоновым. В том же году был открыт первый распределительный центр. К этому времени уже существовали «Седьмой континент», «Перекресток». Создание «Копейки» начнет освоение новой ниши в бизнесе – развитие универсамов эконом-класса (дискаунтеров).
Это один из популярных типов супермаркетов, услугами которых в нашей стране пользуется треть всех покупателей. Принцип подобного магазина: ограниченный ассортимент при сохранении минимальной цены. Чаще Снижение цены достигается сокращением персонала, продуманной логистикой и выбором недорогих брендов. Это позволяет владельцам зарабатывать больше по сравнению с обычными супермаркетами на 20-30%.
Дискаунтеры подразделяются на «мягкие» и «жесткие». В технологиях мягкого типа работают, например, «Пятерочка» и «Перекресток». «Копейка» станет первым «жестким» дискаунтером, который отличается отсутствием скоропортящихся продуктов и ограниченным количеством наименований товара.
Новаторская идея помогла быстро сети стать одним из крупнейших российских операторов розничного рынка. В 2001 под торговой маркой работали 24 магазина с оборотом в $115 млн., в 2003 мультиформатная сеть довела число своих магазинов до 46 с общим оборотом в $265 млн. Журнал «Компания» (№268 от 09 июня 2003 г.) назвал её «лучшей среди московских ритейлеров» по показателям «логистики и экономической эффективности».
Новизна и технологии
На «Копейке» обкатывалась новая бизнес-модель с ориентиром на жесткое централизованное управление с внедрением централизованной информационной системы. До создания сети партнеры занимались только оптом. Все трое были акционерами: у Самонова в компании было 60%, у Ломакина и Хачатряна – по 20%. Ломакин, остававшийся с 1998 по 2007 годы генеральным директором, своей энергией и убежденностью создал одну из лучших управленческих команд в этом секторе.
Задумка предполагала интенсификацию внутренних логистических процессов: от времени цикла «заказ-поставка» через начало формирования заказа в универсаме до его поставки с распределительного центра. «Длительность» полного цикла не должна была превышать 12 часов.
Цена назначалась один раз на один товар, операцию проводили в центральном офисе, а на следующее утро соответствующие ценники уже стояли в универсамах.
Было проведено полное исключение двойного ввода и двойного контроля информации. Появилась возможность производить по централизованной схеме прямые поставки в универсамы отдельных видов товаров. Автоматизация процессов привела к облегчению работы персонала и минимизированию затрат на содержание большого штата. Это позволило снизить цены.
Зачем создавалась новая система
Надежность системы обеспечивали за счет использования высокотехнологичных программных продуктов (используемый тогда комплекс GESTORI производства компании FIT был построен на базе СУБД Progress), высокопроизводительных серверов HP, современного телекоммуникационного оборудования фирмы Motorola, высококачественных каналов передачи данных.
Сергей Александрович Ломакин и «Копейка» были первыми, кто решился на использование современных «пограничных» технологий, например, «голос поверх IP». Экономия от применения позволила сократить от 40 до 70% затрат на аренду канала передачи данных до универсама.
В сети были широко представлены три основных формата:
- «экономичный супермаркет»: 700-1.000 кв.м, с ассортиментом в 2500 товаров, 7-9 POS в каждом магазине;
- «экономичный гипермаркет: 2000-3500 кв.м, с ассортиментом в 10.000 товаров, 18-25 POS;
- «магазин у дома»: 300-400 кв.м, с ассортиментом в 1000 товаров, 2-3 POS.
Управление товародвижением осуществлялось интегрированным программным комплексом, включающим в себя корпоративную информационную систему SAP R/3 и специальную версию информационной системы GESTORI. Оба программных комплекса включали централизованную архитектуру, а система GESTORI одновременно выступала в качестве централизованного кассового сервера, с которого контролировались все операции торгового зала.
Сложная интеграция была вызовом и выделялась новизной. Создатели ставили перед собой сразу несколько важных задач:
- обеспечить единое информационное пространство для принятия решений в реальном режиме времени;
- удешевить процесс, убрав из него затраты на использование дорогих каналов связи;
- создать возможность проведения консолидированной закупочной политики в любой момент времени на основе актуальной информации;
- упростить процесс пополнения запасов магазинов;
- ввести централизованное управление ценообразованием и «жесткий» контроль за ассортиментом;
- обеспечить постоянный доступ к актуальному мониторингу работы магазинов на любом рабочем месте удаленным доступом;
- сократить количество управленцев на местах.
Зарубежный опыт говорил, что внедрение в торговых компаниях подобной системы чаще всего ограничено сферами финансов и бухгалтерии. Опыт «Копейки» доказал, что для экономичных супермаркетов возможна более глубокая интеграция. На втором этапе интеграции систем SAP R/3 и GESTORI были найдены эффективные способы решения ряда сложных задач.
Успеху предприятия способствовало особое чутье Ломакина, его широкий круг общения в ритейле, компетентность партнеров. Наработки и построенная система позволили менеджерам сделать её за короткие сроки наиболее популярной в автоматизации российского сетевого ритейла системы GESTORI.
Увеличения количества магазинов Ломакин добился за счет расширения географии распространения филиалов. Помимо развития сети в Москве и области, были открыты магазины в Самарской, Воронежской и Нижегородской областях.
Сделка
В 2007 году основатели продали 50% акций магазинов «Копейка» банку «Уралсиб» за 250 миллионов долларов. На этой сделке Ломакин заработал около 120 миллионов долларов, которые инвестировал в разные сети дискаунтеров, в «ЦентрОбувь». К моменту завершения сделки было почти 330 магазинов, которые за 2006 год получили выручку почти в $980 млн. Она занимала третье место на российском рынке продуктовой розницы среди дискаунтеров по объему выручки и числу магазинов.